Польза дождевых червей и вред кротов

Дача в жизни Леонида и Татьяны Бородиных занимает особое место. Она помогает им не только расслабиться и отдохнуть после трудовой недели, но и получить удовольствие от общения с природой. А еще — воплощать в жизнь свои задумки. Сегодня супруги расскажут о пользе дождевых червей и вреде кротов на садовом участке.

Главное

•   Дача в жизни Леонида и Татьяны Бородиных играет роль места отдыха и общения с природой.

•   Супруги улучшают структуру почвы на своем участке с помощью дождевых червей и компоста.

•   Они отказались от использования химических удобрений и медных препаратов.

•   Бородины собирают урожай без использования химических средств защиты растений.

•   Они также содержат на участке ежей и кротов, которые являются полезными для почвы.

•   Леонид активно борется с кротами, используя свои конструкции кротоловок.

•   Он успешно ловит несколько десятков кротов за сезон и складывает их в компост.

Подробнее

На месте их участка раньше было осушенное болото. Под торфом — глинистая почва. Структуру почвы супруги улучшали, добавляя в нее песок, перегной, компост… И еще — при помощи дождевых червей.

— Я глубоко убежден, — говорит Леонид, — что мы должны лелеять дождевого червя, который дает нам биогумус. Хороша ведь не сама по себе органика, а органика, переработанная этими существами. Они делают ее удобной для усвоения растениями. Червячок, который «перепахивает» землю, оставляет после себя много полезного. Значит, нужно создавать условия для этого червячка.

Ведь проводя химизацию и перепашку почвы, мы, по сути дела, уничтожаем естественное природное ее плодородие.

В итоге создаем почву, на которой без внесения химических удобрений ничего расти в принципе не может, потому что она истощена. Есть теория, что землю не надо перекапывать, а предоставить возможность перерабатывать ее «местным жителям».

Если на 1 кв.м почвы живут 100 червей, то они, перерабатывая почву, оставляют после себя — в расчете на гектар — 12 тонн чистого гумуса!

Мы завезли на участок тракторную тележку навоза и полили его «Байкалом ЭМ», разведенным в воде. Через два месяца весь этот навоз перепрел, в нем было огромное количество червей. Я собирал их в ведро и закапывал в разных местах участка. Может быть, поэтому почва у нас рыхлая, хотя мы ее практически не рыхлим.

— И нужно как можно меньше пользоваться медьсодержащими препаратами: медным купоросом и бордоской жидкостью, — добавляет Татьяна. — Растение само будет бороться за свое существование.

Мы в этом году ни разу не использовали бордоскую жидкость, а уже к середине августа собрали 15 ведер красных (не бурых, не зеленых, а именно красных!) помидоров.

Подкармливали растения «вонючкой»:

любую траву и кухонные отходы (хлеб и др.) складывали в бочку, настаивали 2-3 недели до появления характерного запаха, потом разводили водой (1:3). Пользуемся также эпином, новосилом, гуматами, оксигуматами.

«Байкалом ЭМ» поливаем компост несколько раз за сезон. В этом году не внесли в почву своего участка ни грамма химических удобрений — ни нитрофоски, ни аммофоски.

Картофель от колорадского жука обрабатываем «Банколом», так как это естественная вытяжка из морского ежа. Помогает это средство сражаться и с листоедом, который по весне сильно повреждает калину, и муравьев он хорошо травит.

А еще Бородины привечают на участке ежей.

Кормят их молоком и… салом. Да-да, салом. Они опытным путем установили, что картофель и огурец совсем не заинтересовали ежей, а вот сало… Как только они учуют его запах, тут же набрасываются на него с жадностью. Наверное, поэтому на участке Бородиных очень много ежей. А еще — ящериц.

— Даже крот полезен, — рассуждает Леонид. — Копая почву, он аэрирует ее.

Кроме того, уничтожая всякую живность, оставляет фекалии, которые тоже являются гумусом и удобряют почву. Но, с другой стороны, он уничтожает дождевых червей, которые являются основными поставщиками гумуса.

Леонид не только умеет наблюдать и анализировать, но и увлекательно рассказывает о своих наблюдениях:

— Как-то я поймал живого крота. У нас с женой принцип: если крот еще живой, мы его кормим и выпускаем в поле. Был такой случай: попался зверек, и я насыпал горку земли в пластиковое ведро и посадил его туда. Сын притащил ему огромного дождевого червя.

Крот почуял червя на расстоянии 15-20 см. И когда до него оставалось 5 см, крот прыгнул и выхватил его из рук сына. Вы бы видели, с какой скоростью и жадностью он его поглощал. Стояло такое чавканье! Один поставщик гумуса съедал другого.

Мы решили посмотреть, сколько же крот может съесть червей за один «присест».

Принесли их два с половиной десятка. Положили ему и две медведки (правда, сразу их есть он не стал). А утром мы увидели крота лежащим наверху с раздувшимся животом лапками вверх. Он съел и медведок, и жужелиц, и червяков, и проволочников.

— Вот мы и думаем, — смеется Татьяна, — отчего он умер: от обжорства или оттого, что ему еды не хватило…

Леонид активно борется с кротами.

Убедился, что самый эффективный способ — физическое их уничтожение. У него есть кротоловки своей конструкции, несколько их он раздал в качестве образцов знакомым. А покупая заводские, немного изменяет их. И успешно ловит два-три десятка кротов за сезон, складывая их в компост.

— Мне крот навредил очень сильно, — жалуется Леонид.

— Я посадил 101 зернышко кедра (сибирской сосны), которые мне прислали из Восточной Сибири, так крот прошелся под уже взошедшими растениями и все уничтожил. Пытался вырастить грецкие орехи, но и их сеянцы, которые были высотой 15 см, крот погубил.