Владимир Федорович Марченко скорее всего по своей натуре человек прагматичный. Когда получил садовый участок в шесть соток, долго просчитывал варианты, как рациональней и с наибольшей отдачей расположить на нем около десятка пчелиных домиков.
Решение пришло неожиданно. Подсказал дедовский метод. Раньше ульи развешивали на деревьях.
А почему бы, рассудил пчеловод-любитель, не собрать их все в одно место и не разместить в своеобразном общежитии (улья в улье), причем, не на земле, а на чердаке, под крышей одного из дачных строений. Пчелы ведь обожают коллективное жилье.
Реализация этой немудреной, на первый взгляд, идеи дала семье Марченко сразу несколько довольно выгодных преимуществ.
Во-первых, полностью решился земельный вопрос. Кто-кто, а супруга, ревностно отстаивающая каждую пядь земли под грядки, встретила предложение, как говорят, под аплодисменты.
Во-вторых, уход за пчелами в закрытом помещении можно проводить в любую погоду.
В-третьих, пчелиные домики в «небоскребе» менее доступны дачным ворам.
Разместить пасеку было решено на верху сарая.
В короткие сроки Владимир Федорович соорудил каркас обычного щитового домика и обшил его вагонкой. На 10 ульев понадобилось помещение размером 6×4,5 кв.м и высотой 2 м. При этом Марченко придерживался принципа строительства пчелиного домика: летки ульев должны быть обязательно размещены на юго-восточной стороне пасеки-общежития.
На каждой ее стенке он вырезал по два окна. Чтобы в помещение не проникал свет, стекла оклеил плотной черной пленкой. Открывает пчеловод окна только во время ухода за ульями или откачки меда. Потревоженные в это время пчелы имеют возможность вылететь из ульев и тем самым почти не мешают хозяину в работе.
Свою пасеку-«небоскреб» Владимир Федорович оборудовал так, что нашелся здесь и отсек для откачки меда, место для хранения вощины, использованных рамок, инструментов.
Учитывая, что каждый отдельный домик хорошо утеплен, Марченко дополнительно не утеплял свою «небесную» пасеку. Главное, считает он, чтобы не было сквозняков.
Есть и другие преимущества у пасеки-«небоскреба».
Например, такое: на высоте двух и более метров летки ульев освещаются и прогреваются быстрее, чем на земле. А это значит, что пчела рабочий день в летнее время начинает раньше, а заканчивает позже.
А если появляется возможность временно вывезти домики для взяток в богатые для медосбора места, пчеловода выручает удобная лестница на второй этаж, которая позволяет быстро погрузить обитателей «небоскреба» на транспорт и доставить в нужном направлении.
— Если над пасекой есть крыша, — советует Владимир Федорович, – улья можно расположить и около одного из фронтонов на юго-восточной стороне. Более того, если пчелиных семей много, можно соорудить для них двухэтажное «общежитие».
Начинающему пчеловоду, считает Владимир Федорович, на первых порах достаточно дачного балкона. При желании неутомимым труженицам можно уступить мансарду дома, если она не используется.
Такой способ содержания пчел на небольших дачных участках, — уверен Н.Ф.Марченко, — выгоден во всех отношениях. Соты от этого только тяжелеют, наполняясь янтарным душистым медом.